Маркетинговый аудит сайтов

Маркетинговый аудит сайтов – что-то вроде детектива: нужно искать на сайте убийц прибыли. Найти и назвать причины, по которым сайт не приносит ту отдачу, которую от него ждут владельцы. И хотя сложных и запутанных случаев хватает, впечатляет не это. А то, что самые распространённые и причиняющие больше всего ущерба проблемы – очень банальны. Типа поломанной формы обратной связи. В общем, «бытовуха», если продолжать детективную аналогию. Никакой романтики. И не важно, какого размера бизнес и сколько денег на сайт потрачено – никто от этой «бытовухи» не застрахован.

Аудит своими рукамиПоэтому я собрал самые распространённые проблемы в один чек-лист для тех, кто хочет провести экспресс-аудит сайта собственными руками. С помощью этого списка вы можете самостоятельно выловить самые критические проблемы на своём сайте:

1. Проверьте, понятно ли с первого взгляда, чем занимается компания? Очень распространённая проблема – посетитель вообще не понимает, куда он попал. Или понимает неправильно. Пример из практики: из-за стильного оформления с большими красивыми картинками интернет-магазин керамической плитки посетители путали с дизайн-бюро. После того, как в «шапке» сайта прямо написали «интернет-магазин» количество заказов увеличилось на 15%.

Проверьте этот момент и на главной странице и на различных внутренних.

2. Посмотрите сайт в разных браузерах. В первую очередь – во всех современных, и тех, которыми чаще всего на этот сайт заходят (по данным статистики). Одинаково ли хорошо он в них выглядит? Дело в том, что браузеры немного по-разному обрабатывают страницы и в итоге то, что хорошо выглядит в Chrome, может совсем иначе отображаться в Internet Explorer (а его позиции до сих пор сильны в корпоративном секторе). К двум названным сайтам добавьте Firefox, Opera и Яндекс.Браузер, и картина станет более полной.

Если на сайте время от времени что-то переделывается или добавляется – проверяйте отображение это регулярно. Потому как чаще всего при сдаче сайта заказчику всё хорошо, а вот после внесения разных правок начинается настоящий ужас. Про который вы до поры даже не знаете.

3. Посмотрите сайт на разных экранах: широкий монитор, ноутбук, планшет, смартфон, мобильник. Во всех ли случаях с сайтом удобно работать? «Мобильных» пользователей становится всё больше, и, если сайт не учитывает их интересы, вы просто теряете часть клиентов. То же самое и с широкими мониторами – если сайт расползается от края до края на 27 дюймах, работать с ним абсолютно невозможно.

4. Проверьте скорость загрузки сайта. Можно и на глазок, но лучше с помощью специальных сервисов. Мне лично нравится Pingdom.com. Там можно и скорость посмотреть и размер страницы, и то, как ведёт себя отдельные файлы. Если страница грузится дольше пяти секунд, то у вас проблемы. Либо сайт сделан не очень хорошо, либо используется «тяжёлая» система управления сайтом (CMS), либо проблемный хостинг. Или всё это одновременно. Так или иначе, это повод для консультаций с техническим специалистом. Помните, что скорость загрузки прямо влияет на конверсию.

5. Наберите адрес несуществующей страницы. Как у вас оформлена страница с «ошибкой 404» и оформлена ли она вообще? Будет ли понятно посетителю, на каком сайте он находится и что ему делать дальше? На несуществующие страницы часто «падают» люди с поиска и по ссылкам с других сайтов, не дайте им потеряться. К слову, про эту страницу у меня есть отдельная заметка Поправим ребят с Яндекса.

6. Убедитесь, что все контактные данные в «шапке» сайта, «подвале», и на странице «Контакты» идентичны. Это очень распространённая проблема – если контактная информация на сайте отображена в нескольких местах, то при правке сайта очень легко что-то упустить из виду. Подробнее про это можно прочитать в заметке Контактная шизофрения

7. Сравните навигацию на главной и на внутренних страницах. Может ли пользователь удобно перемещаться по сайту, или все важные ссылки собраны на главной? Убедитесь, что до всех важных страниц посетитель может добраться из любого места на сайте.

8. Проверьте структуру сайта. Все важные страницы должны находиться на верхних уровнях структуры, маловажные – внутри. Нельзя раздел «Акции и распродажи» делать вложенным в раздел «Новости», спрятанный в раздел «О компании».

9. Перечитайте _все_ важные страницы сайта. Соответствуют ли они текущим задачам компании, актуальна ли информация, стиль подачи? Нет ли там устаревших контактов, ассортимента, цен? Перечитывайте все ключевые тексты не реже одного раза в полгода!

10. Оцените тексты на сайте. Все тексты сайта должны быть небольшими, простыми и понятными, без вычурности и канцелярита. Помните, что чем проще и понятнее ваши тексты, тем легче будет клиенту обратиться к вам.

11. Проверьте работоспособность всех форм обратной связи. Убедитесь, что сообщения отправляются и успешно доходят до адресата. Проверяйте это регулярно! Вообще, формы обратной связи на сайте – это отдельный разговор.

12. Проверьте поиск по сайту. Адекватно ли ищет, как отображает результаты, как ранжирует. Найдёт ли пользователь то, что ему нужно? Но, кстати, далеко не всем сайтам поиск нужен. Так что отдельно оговорим, что иногда правильнее убрать его вообще, чем приводить в нормальный вид.

13. Проверьте весь остальной интерактив (регистрация пользователей, калькуляторы, подписка на рассылки, оформление заказа) – всё ли работает, какие сообщения пользователю отдаёт. Работать должно корректно, быстро; сопутствующие сообщения – лаконичные, грамотные.

Как правило, проверка этого всего находит много неприятных сюрпризов – и уведомления невнятные, и ссылки битые, и сервисы давно поломанные.

14. Посмотрите страницы, на которые чаще всего приходят с поиска. Задумайтесь: человек не знает ничего о вашей компании, видит только эту страницу. Куда она ведёт человека? Какое впечатление создаёт эта страница? Особенно актуально это для SEO-оптимизированных страниц, вот тут разбирается один такой вопиющий случай.

15. Анализируйте эффективную посещаемость, а не общую. Из общей посещаемости отбросьте посетителей из стран и регионов, с которыми вы не работаете. Также не учитывайте посетителей по запросам, не имеющим прямого отношения к вашему бизнесу или по информационным запросам, которые не могут быть конвертированы в продажу («Как самому поклеить обои?»). Остаток – это и есть ваша реальная посещаемость. Поэтому не обращайте внимание на общее значение счётчика, оно мало что говорит о вашей аудитории.

16. Оцените удобство управления сайтом. Легко ли добавить новость, статью, нового пользователя? С рутинными операциями должен справляться человек с минимальными навыками. Если для добавления стандартной новости требуется привлекать программиста или компанию-подрядчика – у вас проблемы.

Добавить комментарий